Аймак

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗИКА 8-КЛАСС ТЕМА УРОКА: ЗАКОН КУЛОНА

 6,119 Бардыгы /

 

Цели урока: Ожидаемый результат:
образовательные: сформировать знания обучающихся о точечном заряде, о силе взаимодействия между зарядами, разъяснить физический смысл закона Кулона, указать границы его применения, научить решать качественные задачи на применение закона Кулона, сформировать умения работать с компьютерной моделью. ученики знают: сформировать знания обучающихся о точечном заряде, о силе взаимодействия между зарядами, разъяснить физический смысл закона Кулона, указывают границы его применения, научились решать качественные задачи на применение закона Кулона, сформировать умения работать с компьютерной моделью.
развивающие: развивать у обучающихся умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. ученики: развивают умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
воспитательные: развивать у обучающихся умения наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. учащиеся:  умеют наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Основная компетентность: Предметная компетентность:
1.информационная                                    ОК1 1.познание научных задач                     ПК1
2.социально-коммуникативная                ОК2 2.научное объяснение явлений             ПК2
3.организация своей работы и решение  ОК3

 проблем

3.применение научных доказательств  ПК3

 

       Тип урока: урок открытия новых знаний.

        Метод урока: интерактивный, беседа.

 

                               Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная презентация по данной теме,  раздаточный материал (карты с заданиями).

 

                                                                                             Ход урока:

 

  1. Организационный момент (1мин). Презентация «Закон Кулона»(слайд 1)

 

Здравствуйте, ребята. Приготовьте ручки, тетради, карандаши, линейки. Я надеюсь, что мы с вами дружно и плодотворно поработаем на уроке.

Актуализация знаний (5 мин). (слайд 2)

А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд, (ОК2)

  1. Как называется явление разделение электрического заряда? (электризация)

Что получают тела в результате электризации? (электрический заряд)

Каким символом обозначается заряд? (q)

  1. С помощью какого математического действия выражен закон сохранения электрического заряда? (сумма, q1+q2+…..+qn=const)
  2. Как называется величина, характеризующая действие одного тела на другое? (Сила)

Каким символом обозначается сила? В чём она измеряется? Как изобразить силу?

  1. Как называется действие тел друг на друга? (взаимодействие)

Как называется взаимодействие между заряженными телами? (электромагнитное)

  1. Как называется зависимость, в которой при уменьшении одной величины, другая увеличивается? (обратная)

Приведите примеры обратной зависимости. Что такое прямая зависимость? Приведите примеры.

  1. Как называется единица измерения электрического заряда?
            6                  
    1 э л е к т р и з а ц и я  
        2 с у м м а            
      3 с и л а                
4 в з а и м о д е й с в и е  
5 о б р а н а я              
                               

Ребята, что вы знаете о Кулоне?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основным законом электростатики – законом Кулона.

Запишите в тетрадь тему урока «Закон Кулона». (слайд 3)

 

  1. Историческая справка (5 мин). (слайд 4) , (ОК1)

Шарль Огюстен Кулон (1736-1806) – французский ученый, известный своими опытами по электричеству и магнетизму и исследованием сил трения. Важным его достижением является изобретение  прибора  для измерения сил – крутильные весы.

Крутильные весы (видеофрагмент) (слайд 5).

Устройство: Стеклянная палочка, подвешенная на упругой проволочке. На палочке крепятся металлический шарик  и противовес. Шарик, который заряжаем, крепится к крышке весов, он неподвижен.  

 Принцип действия: При сообщении шарикам одноименных зарядов они отталкиваются. По углу закручиванию проволочки определяют силу взаимодействия шариков.

Выполните задание 2. Подпишите на рисунке основные детали крутильных весов Кулона, обсудите с соседом по парте ваши рисунки. Давайте сравним работы.(слайд 6)

С помощью крутильных весов Кулон определил, от чего зависит сила взаимодействия между двумя заряженными шариками. Эту силу назвали кулоновской.

Закон Кулона справедлив только для таких заряженных тел, размеры которых малы по сравнению с расстоянием между ними. Такие тела называются точечными зарядами.

Запишите определение в тетрадь.

Точечные заряды – заряженные тела, размеры которых много меньше расстояния между ними (слайд 6)

 

  1. Постановка учебной проблемы (2мин) (слайд 8), (ОК3).

Рассмотрим взаимодействие двух точечных зарядов q1 и q2 с помощью компьютерной модели.

Вы видите, что на оба заряда действуют одинаковые силы? Почему?

Как вы думаете, от чего зависит сила взаимодействия между зарядами?

Как можно определить эту зависимость?

 

  • Открытие новых знаний (20 мин), (ПК1).

 

Изучать зависимость кулоновской силы от величины зарядов и расстояния между ними вы будете самостоятельно с помощью компьютерной модели.

В рабочей области модели, располагаются 3 заряда, которые можно «захватить» и переместить левой кнопкой мыши. С помощью линейки выбора можно менять величину каждого электрического заряда. Так как мы рассматриваем взаимодействие двух зарядов, то величина третьего заряда равна нулю. В правом нижнем углу модели отображаются значения расстояния между зарядами и сила взаимодействия.

Изучать зависимость кулоновской силы от величины зарядов и расстояния между ними вы будете самостоятельно с помощью компьютерной модели.

В рабочей области модели, располагаются 3 заряда, которые можно «захватить» и переместить левой кнопкой мыши. С помощью линейки выбора можно менять величину каждого электрического заряда. Так как мы рассматриваем взаимодействие двух зарядов, то величина третьего заряда равна нулю. В правом нижнем углу модели отображаются значения расстояния между зарядами и сила взаимодействия.

 

                        Задание 1. Наблюдение за изменением зависимости силы взаимодействия между зарядами от величины зарядов,(ПК3).

 

  1. Расположите заряды q1 и q2 на одной горизонтальной прямой, на расстоянии 150 см.
  2. Установите заряд q3=0.
  3. Установите значения величин, приведенных в таблице. Запишите значения сил для каждого случая.
№ опыта q1, Кл q2, Кл r12, м Сила F12, Н
1 5 ∙10-8 5 ∙10-8 1,5  
2 10 ∙10-8 5 ∙10-8 1,5  
3 10 ∙10-8 10 ∙10-8 1,5  
  1. Во сколько раз увеличилось значение заряда q1 в опытах 1,2?

Значение заряда q1 увеличилось в __________________________________

  1. Как изменилось значение силы в опытах 1,2? Во сколько раз?

Значение силы _________________________ в _______________________

  1. Какая зависимость между силой и зарядом q1: прямая, обратная?

Между силой и зарядом q1 _____________________зависимость.

  1. Как изменилось значение заряда q2 в опытах 2,3? Во сколько раз?

Значение заряда q2  _____________________в _______________________

  1. Как изменилось значение силы в опытах 2,3? Во сколько раз?

Значение силы _________________________ в _______________________

  1. Какая зависимость между силой и зарядом q2: прямая, обратная?

Между силой и зарядом q2 _____________________зависимость.

 

                      Задание 2. Наблюдение за изменением зависимости силы взаимодействия между зарядами от расстояния между ними, (ПК3).

  1. Расположите заряды q1 и q2 на одной горизонтальной прямой, на расстоянии 150 см.
  2. Установите заряд q3=0.
  3. Установите значения величин, приведенных в таблице. Запишите значения сил для каждого случая.
№ опыта q1, Кл q2, Кл r12, м (r12)2, м2 Сила F12, Н
1 10 ∙10-8 10 ∙10-8 1,5 2,25  
2 10 ∙10-8 10 ∙10-8 3 9  
  1. Как изменилось расстояние между зарядами? Во сколько раз?

Расстояние между зарядами _____________________в _______________________

  1. Как изменился квадрат расстояния между зарядами? Во сколько раз?

Квадрат расстояния между зарядами _____________________в _______________

  1. Как изменилось значение силы? Во сколько раз?

Значение силы _________________________ в _______________________

  1. Какая зависимость между силой и квадратом расстояния между зарядами: прямая, обратная?

Между силой и квадратом расстояния_____________________зависимость.

 

Прочитайте результаты ваших наблюдений. Как сила взаимодействия между зарядами зависит от величины этих зарядов и от расстояния между ними?

 

Запишите закон Кулона в тетрадь (слайд 9 анимированный; при наведении курсора на физическую величину в формуле, она выделяется).

 

Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

F=k

k – коэффициент пропорциональности.

Физический смысл k: F=k, если r=1 м, q1= q2 =1Кл    (слайд 10)

Кулоновские силы направлены вдоль прямой, соединяющей заряды, поэтому их называют

центральными.

Границы применения закона Кулона:

1.Закон справедлив для точечных зарядов.

2.Заряженные тела должны быть неподвижными.   (слайд 11)

 

  1. Закрепление (8 мин), (ОК3)

Прочитайте закон Кулона и формулу (по буквам и по названиям физических величин) – 2 человека.

Ответьте на вопросы в парах:

       1.Как вы понимаете выражение «Сила прямо пропорциональна произведению модулей зарядов»?

       2.Как вы понимаете выражение «Сила обратно пропорциональна квадрату расстояния

           между  зарядами»?

    

 

       3.На каком рисунке заряды являются точечными? Почему?

 

 

 
   
  1. В каком случае выполняется закон Кулона? Почему?
  2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если…

А) величина одного из зарядов увеличится в 2 раза;

Б) величина одного из зарядов увеличится в 3 раза, а второго уменьшится в 9 раз;

В) расстояние между зарядами увеличится в 6 раз;

Г) величина одного из зарядов увеличится в 4 раза, а расстояние между ними уменьшится в 2 раза;

 

Выполните задания в тетради, (ПК3).

VII. Итог урока (3мин).

 

Отметьте знаком «плюс» то, что вы хорошо поняли на уроке и знаком «минус» то, что поняли плохо или вообще не поняли. (слайд 12), (ОК3)

 

1 Устройство и принцип работы крутильных весов  
2 Что такое прямая зависимость между величинами  
3 Что такое обратная зависимость между величинами  
4 Смысл закон Кулона  
5 Как изображать силы, действующие на заряженные частицы  
6 Границы применимости закона Кулона  
7 Как изменяется сила при изменении заряда  
8 Как изменяется сила при изменении расстояния между зарядами  

 

VIII. Домашнее задание (1мин).

              Выучить правила, формулу, единицы измерения.

 

Разноуровневые задания:

 

 

I вариант II вариант
1 уровень 1 уровень
1. Являются ли заряды точечными? Покажите направление сил кулоновского взаимодействия.

 
   

 

 

2. Продолжите предложение. С увеличением расстояния между зарядами сила кулоновского взаимодействия…. С увеличением величины одного из зарядов сила кулоновского взаимодействия… .

1. Покажите направление сил кулоновского взаимодействия.

 

 
   

 

 

2. Продолжите предложение. С уменьшением расстояния между зарядами сила кулоновского взаимодействия…. С уменьшением величины одного из зарядов сила кулоновского взаимодействия… .

2 уровень 2 уровень
1.         

А)

 

Б)

 

В каком случае выполняется закон Кулона. Покажите для этого случая направление силы кулоновского взаимодействия.

 

2.          Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если величина заряда увеличится в 10 раз? Ответ обоснуйте.

1. В каком случае заряды изображенные на рисунке являются точечными? Покажите для этого случая направление силы кулоновского взаимодействия.

2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если расстояние между зарядами уменьшится  в 10 раз? Ответ обоснуйте.

       3 уровень 3 уровень
1. На рисунке изображены точечные заряды и силы кулоновского взаимодействия. Как будет выглядеть рисунок, если величину одного из зарядов уменьшить в 2 раза?

 

 

 

2. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если величина одного из зарядов увеличится в 5 раз, а   расстояние между зарядами уменьшится в 5 раз?

1. На рисунке изображены точечные заряды и силы кулоновского взаимодействия. Как будет выглядеть рисунок, если расстояние между зарядами уменьшить в 2 раза?

 

 

 

 

2. Как изменилось расстояние между зарядами, если  сила кулоновского взаимодействия увеличилась в 64 раза?

Учитель физики средней школы №4 имени А. Акпаралиева

 Ала- Букинского района Жалал-Абадской области

Ешалиева Саида Кочкоралевна

Автор

Байланыш дареги

Email: aymak.kg@mail.ru

Телефон: +996 (770) 81-00-32

Факс: +996 (3722) 2-32-36

Адрес: Жалал-Абад ш. Ленин к. 17