Аймак

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи

 1,260 Бардыгы /

Цели урока:

  1. Образовательная: Повторить изученное об имени прилагательном как части речи; формировать умение использовать в речи имена прилагательные.
  2. Развивающая: Развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте;
  3. Воспитательная: Привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, использовать прилагательные в устной и письменной речи.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний

Метод урока: интерактивный

Оборудование: учебник, картинки, таблицы, кластер, разноцветные круги.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Деятельность учителя: Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок я прочитаю вам такое стихотворение:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу.

Улыбку подарим, немного взбодримся!

К уроку готовы! Тогда- за работу!

Удачи желаю я Вам!

  • Опрос домашнего задание.

Блиц- опрос по материалу предыдущих уроков.

А)Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?  (морфологию)

Б) Что изучает морфология? (слова как части речи)

В) какую части речи мы изучили? (имя существительное)

            Итак, чтобы узнать предмет точно его охарактеризовать потребуются слова какой части речи?   (прилагательные).

            Значит, какая тема нашего урока? (имя прилагательное)

  • Объяснение новой темы:

Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки:

Я- часть речи интересная                      С существительным дружу

Широко в миру известная.                    И нисколько не тужу.

Опишу любой предмет-                          Моя основная примета:

В этом равных со мной нет.Обозначаю признак предмета.

Речь со мною выразительна,Лёд какой? Холодный, гладкий.

И точна, и удивительна.Чай какой?  Горячий, сладкий. 

Чтоб красиво говорить,  Изменяюсь по родам,

Мною нужно дорожить.Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?…..

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Откройте тетради и запишите число и новую тему.

  • Составление кластера.

Применение правила на практике.

Я начинаю фразу, а вы продолжаете. Имя прилагательное – это… (часть речи), которая обозначает… (признак предмета)  и отвечает на вопросы…  (какой?, какая?, какое?, какие?) в предложении является …  (определением).

Окончания прилагательных (кроме В.п. ед.ч. муж.рода) совпадают с окончаниями поставленного вопроса. После основы прилагательных на твёрдый согласный пишутся гласные –о, -ы, после основы на мягкий или шипящий – -е, -и .

Примеры: звёздное небо, белые астры.

А теперь отгадывайте аналогичные задания. По свойствам и качествам предмета вы можете понять о ком или о чём идёт речь.

Кто он?      Слон.

  1. Физкультминутка.

Назвали предмета и их признаки по порядку,

Теперь всех приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки- раз, два, три

Лёгкие прыжки- раз, два, три

В стороны наклоны- раз, два, три

Вперёд поклоны- раз, два, три

Вот и всё зарядки- раз, два, три

Мягкая посадка- раз, два, три.

                                   Молодцы!

  • Закрепление

Слабые учащиеся получают карточки с именами прилагательными, из которых нужно выбрать подходящие: солнце (какое?) злое, круглое, холодное, ласковое, старое, яркое.

Трава (какая?) молодая, ленивая, зелёная, вкусная.

Облака (какие?) высокие, жёлтое, белые, весенние.

  • Практическая работа

Найдите имена прилагательные

  • Синеть, синева, синий, синь
  • Чёрный, почернеть, чернота, чернила
  • Белеть, белизна, белый, белила

Упражнение 57

 Измените прилагательное, чтобы получилось предложение.

            Было (прекрасный) утро. Птицы пели свои (волшебный) песни. Настроение было (замечательный).

                        Проверьте себя!

Вставьте окончания

Красивая обувь

Под ярким солнцем

В свежем воздухе

С синего неба

Умный мальчик

Волшебный город

  • Словарная работа

Умный-акылдуу

Волшебный-сыйкырдуу

Вывод: Прилагательные описывают, характеризуют предмет,значит делают нашу речь ярче, объёмнее, выразительнее, богаче.

  • Итог урока

Наш урок подходит кконцу и я хотела бы узнать с каким настроением вы его заканчиваете. На столе лежат разноцветные круги. Выберите тот цвет, который подходит к вашему настроению и объясните свой выбор.

Белый- чистое

Чёрный- мрачное, грустное, тоскливое

Красный- бодрое, весёлое, боевое, энергичное

Зелёный- спокойное, романтичное, задумчивое

Синий- мирное, безмятежное

Розовый- нежное, светлое

  • Домашнее задание

Составить текст.

  •  Оценивание.

ХайдаралиеваСевараТахиржановна

Учительница русского языка и литературы, сош №11 имени Р.Кулуева.

Автор

Байланыш дареги

Email: aymak.kg@mail.ru

Телефон: +996 (770) 81-00-32

Факс: +996 (3722) 2-32-36

Адрес: Жалал-Абад ш. Ленин к. 17