Аймак
ЖАРЫЯ-ЖАРНАК / РЕКЛАМА
ticket title
«ЖЕР МУНАПЫСЫН ЖҮРГҮЗҮҮНҮН ТАРТИБИ ЖӨНҮНДӨГҮ ЖОБОНУ БЕКИТҮҮ ТУУРАЛУУ” САКАЛДЫ АЙЫЛ ӨКМӨТҮ
Сакалды айыл аймагы ТООРУК АРКЫЛУУ САТУУ ТУУРАЛУУ
МОМБЕКОВ АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
АУКЦИОН САКАЛДЫ АЙЫЛ ӨКМӨТҮ
СЫНАК АК-СУУ АЙЫЛ ӨКМӨТҮ
МОМБЕКОВ АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
СУЗАК РАЙОНУНУН КАРА-ДАРЫЯ АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
САКАЛДЫ АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
НООКЕН РАЙОНУНУН ДОСТУК АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
НООКЕН РАЙОНУНУН ДОСТУК АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
НООКЕН РАЙОНУНУН САКАЛДЫ АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
НООКЕН РАЙОНУНУН ДОСТУК АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
СУЗАК РАЙОНУНУН КАРА-ДАРЫЯ АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
НООКЕН РАЙОНДУК САКАЛДЫ АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
ЖАЛАЛ-АБАД АЙМАКТЫК АВТОТРАНСПОРТ БАШКАРМАЛЫГЫ ЭСКЕРТЕТ
НООКЕН РАЙОНУНУН ДОСТУК АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
НООКЕН РАЙОНУНУН ДОСТУК АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ (II)
НООКЕН РАЙОНУНУН ДОСТУК АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ
НООКЕН РАЙОНУНУН САКАЛДЫ АЙЫЛДЫК КЕҢЕШИНИН ТОКТОМДОРУ

Биология– 6 класс. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЙ

 912 Бардыгы /

Поурочное планирование. Биология– 6 класс.

Тема: Строение и жизнедеятельность растений.

Урок № 6

Дата проведения:

Сош №2 А. Тураббаева учительница по биологии    ГаппароваНилюфарХасанбаевна

Тема урока «Клеточное строение листа»

Цели:

Образовательные:

углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;

— дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);

— дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;

— проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.

Воспитательные:

— содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;

— в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;

— способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Развивающие:

— продолжить формировать общеучебных умений и навыков;

— продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;

— в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление,  творческие способности учащихся.

Оборудование:

Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый  микропрепарат «Эпидермис листа герани).

Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Работа учащихся с тестовыми заданиями в 6 вариантах.

       (Варианты в приложении)

III.Изучение нового материала.

  1. Клеточное строение растений.Ткани. Беседа учителя с учащимися.

            На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений!

Демонстрация 2 слайда презентации. (Разнообразие листьев по форме)

            Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.

Демонстрация 1 слайда презентации. (Тема и цели урока)

Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.

            Демонстрация 3 слайда презентации. (Растительная клетка)

            Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам.

            С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций.

            Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? Дети отвечают. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.

Демонстрация 4 слайда презентации. (Растительные ткани)

            Посмотрите на кусочки листа алое, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань.  Ее  функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

            Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа.

  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

 (Желательно учителю проконтролировать материал, который дети нашли для записи, дать комментарий с использованием таблиц и  демонстрация 5 слайда презентации-«Устьице с окружающими его клетками»)

Инструкция для учащихся:

      Пользуясь текстом), заполните первую строчку таблицы (кожица листа):

Клеточное строение листа

Название части листаНазвание тканиОписание клеточного строения тканиЗначение тканиПримечания
Кожица листа (эпидерма)   Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют, что такое устьица, из чего они состоятУкажите значение ткани и устьицЭту колонку заполните вместе с учителем
Мякоть листа (мезофилл)Основная фотосин-тезирую-щая а) столбча-тая ткань  Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат Эту колонку заполните вместе с учителем на следующем уроке
б) губчатая ткань  Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат 
Жилки листаПрово-дящая ткань ксилема (древесина)  Чем представлена, из каких клеток состоит?   Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Прово-дящая ткань флоэма (луб)  Чем представлена, из каких клеток состоит? 

            После заполнения первой строки таблицы (кроме примечания), демонстрация 6 слайда презентации (Лист кувшинки) и решение задачи:

            На 1 мм2 листа кувшинки расположено около 600  устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, что его площадь составляет 450 см2? На какой части листа будут расположены устьица и почему?

Демонстрация 7 слайда презентации (Растения, листья которых покрыты кутикулой)

            Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа –кутикула – на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула – дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды.

Демонстрация  8  слайда презентации (Злаковые растения)

            Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально.

Запись «примечания»  в таблицу  под диктовку  учителя

В целом таблица будет выглядеть следующим образом:

Клеточное строение листа

Название части листаНазвание тканиОписание клеточного строения тканиЗначение тканиПримечания
Кожица листа (эпидерма)        ПокровнаяОбразована одним слоем живых плотно соединенных прозрачных клеток с утолщенной прозрачной стенкой. На нижней стороне листа расположены замыкающие клетки – парные зеленые клетки, способные менять свою форму, отодвигаясь друг от друга или сближаясь. Образовавшаяся щель называется  устьичной.Защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Функция устьиц – газообмен листа с внешней средой.Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту. Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений – на верхней, у листьев, расположенных вертикально, – на обеих сторонах.
Мякоть листа (мезофилл)Основная фотосин-тезирую-щая а) столбча-тая ткань            Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов.          Фотосинтез, газообмен.  Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткань.
б) губчатая ткань    Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше    Газообмен, фотосинтез
Жилки листаПрово-дящая ткань ксилема (древесина)Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом.Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям.  Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Прово-дящая ткань флоэма (луб)Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки – спутницы.Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения.

            Оставшуюся часть таблицы учащиеся заполняют дома, если не успевают на уроке.

  • Основная и проводящая ткани листа (рассказ учителя с использованием таблиц и демонстрация  9  слайда презентации «Внутреннее строение листа»).

            Учитель, используя таблицы, объясняет клеточное строение мякоти листа, обращает внимание на значение межклетников, пластид и проводящих пучков.

IV. Закрепление знаний.  Работа в тетради РТПБ

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

 Прочитать § 30

            Читать параграф, знать основные термины. Закончить заполнение таблицы

Приложение:

  1. Презентация к уроку.
  2. Тестовые задания для проверки предыдущего материала по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»

Нилюфар ГАППАРОВА, сш №2 А. Тураббаева учительница по биологии, Ала-Букинский район   

Автор

Байланыш дареги

Email: aymak.kg@mail.ru

Телефон: +996 (770) 81-00-32

Факс: +996 (3722) 2-32-36

Адрес: Жалал-Абад ш. Ленин к. 17