Аймак

Биология– 6 класс. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЙ

 1,512 Бардыгы /

Поурочное планирование. Биология– 6 класс.

Тема: Строение и жизнедеятельность растений.

Урок № 6

Дата проведения:

Сош №2 А. Тураббаева учительница по биологии    ГаппароваНилюфарХасанбаевна

Тема урока «Клеточное строение листа»

Цели:

Образовательные:

углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;

— дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);

— дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;

— проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умения работать с тестовыми заданиями.

Воспитательные:

— содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинно-следственная» связь;

— в целях решения санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления использовать различные методы во время рока;

— способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Развивающие:

— продолжить формировать общеучебных умений и навыков;

— продолжить формировать умение самостоятельного приготовления микропрепаратов и навыков работы с микроскопом;

— в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление,  творческие способности учащихся.

Оборудование:

Компьютер с презентацией урока; таблицы: « Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений»; тестовые задания; инструкции выполнения самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы, выполнению практической работы «Клеточное строение листа»; микроскопы, готовый микропрепарат поперечного разреза листа камелии, свежие листы растений (герани, кливии, пеларгонии, традесканции), кусочки листа алое, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, предметные и покровные стекла, пипетки, водный раствор йода, тряпочки (на каждый стол). (Можно использовать готовый  микропрепарат «Эпидермис листа герани).

Методика: комбинированный урок с использованием тестовых заданий для проверки домашнего задания, практической работы «Клеточное строение листа», самостоятельной работы учащихся с учебником с преобразованием текста (составление таблицы), эвристической беседы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Работа учащихся с тестовыми заданиями в 6 вариантах.

       (Варианты в приложении)

III.Изучение нового материала.

  1. Клеточное строение растений.Ткани. Беседа учителя с учащимися.

            На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений!

Демонстрация 2 слайда презентации. (Разнообразие листьев по форме)

            Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.

Демонстрация 1 слайда презентации. (Тема и цели урока)

Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели учителем перед учащимися.

            Демонстрация 3 слайда презентации. (Растительная клетка)

            Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам.

            С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций.

            Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? Дети отвечают. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.

Демонстрация 4 слайда презентации. (Растительные ткани)

            Посмотрите на кусочки листа алое, которые лежат у вас на столе. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань.  Ее  функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

            Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа.

  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

 (Желательно учителю проконтролировать материал, который дети нашли для записи, дать комментарий с использованием таблиц и  демонстрация 5 слайда презентации-«Устьице с окружающими его клетками»)

Инструкция для учащихся:

      Пользуясь текстом), заполните первую строчку таблицы (кожица листа):

Клеточное строение листа

Название части листаНазвание тканиОписание клеточного строения тканиЗначение тканиПримечания
Кожица листа (эпидерма)   Укажите сколько слоёв в кожице, какие клетки ее составляют, что такое устьица, из чего они состоятУкажите значение ткани и устьицЭту колонку заполните вместе с учителем
Мякоть листа (мезофилл)Основная фотосин-тезирую-щая а) столбча-тая ткань  Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат Эту колонку заполните вместе с учителем на следующем уроке
б) губчатая ткань  Укажите форму клеток, как плотно они прилегают друг к другу и что содержат 
Жилки листаПрово-дящая ткань ксилема (древесина)  Чем представлена, из каких клеток состоит?   Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Прово-дящая ткань флоэма (луб)  Чем представлена, из каких клеток состоит? 

            После заполнения первой строки таблицы (кроме примечания), демонстрация 6 слайда презентации (Лист кувшинки) и решение задачи:

            На 1 мм2 листа кувшинки расположено около 600  устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, что его площадь составляет 450 см2? На какой части листа будут расположены устьица и почему?

Демонстрация 7 слайда презентации (Растения, листья которых покрыты кутикулой)

            Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа –кутикула – на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула – дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды.

Демонстрация  8  слайда презентации (Злаковые растения)

            Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально.

Запись «примечания»  в таблицу  под диктовку  учителя

В целом таблица будет выглядеть следующим образом:

Клеточное строение листа

Название части листаНазвание тканиОписание клеточного строения тканиЗначение тканиПримечания
Кожица листа (эпидерма)        ПокровнаяОбразована одним слоем живых плотно соединенных прозрачных клеток с утолщенной прозрачной стенкой. На нижней стороне листа расположены замыкающие клетки – парные зеленые клетки, способные менять свою форму, отодвигаясь друг от друга или сближаясь. Образовавшаяся щель называется  устьичной.Защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Функция устьиц – газообмен листа с внешней средой.Поверхность кожицы покрыта восковой кутикулой, дающей дополнительную защиту. Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений – на верхней, у листьев, расположенных вертикально, – на обеих сторонах.
Мякоть листа (мезофилл)Основная фотосин-тезирую-щая а) столбча-тая ткань            Образована плотно прилегающими друг к другу вытянутыми клетками с большим числом хлоропластов.          Фотосинтез, газообмен.  Чем больше света получает листовая пластинка, тем более развита у нее столбчатая ткань. У листьев, погруженных в воду или освещенных равномерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбчатую и губчатую ткань.
б) губчатая ткань    Образована округлыми или неправильной формы клетками с большими межклетниками, заполненными воздухом. В клетках содержатся хлоропласты, но количество их меньше    Газообмен, фотосинтез
Жилки листаПрово-дящая ткань ксилема (древесина)Представлена сосудами, состоящими из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом.Передвижение воды с растворенными в ней минеральными веществами от корня к листьям.  Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность
Прово-дящая ткань флоэма (луб)Представлена ситовидными трубками, образованными живыми клетками, вытянутыми в длину и с множеством мелких отверстий в местах соприкосновения друг с другом. По бокам расположены клетки – спутницы.Проведение растворов сахара из листа ко всем органам растения.

            Оставшуюся часть таблицы учащиеся заполняют дома, если не успевают на уроке.

  • Основная и проводящая ткани листа (рассказ учителя с использованием таблиц и демонстрация  9  слайда презентации «Внутреннее строение листа»).

            Учитель, используя таблицы, объясняет клеточное строение мякоти листа, обращает внимание на значение межклетников, пластид и проводящих пучков.

IV. Закрепление знаний.  Работа в тетради РТПБ

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

 Прочитать § 30

            Читать параграф, знать основные термины. Закончить заполнение таблицы

Приложение:

  1. Презентация к уроку.
  2. Тестовые задания для проверки предыдущего материала по теме: «Внешнее строение листа. Листорасположение»

Нилюфар ГАППАРОВА, сш №2 А. Тураббаева учительница по биологии, Ала-Букинский район   

Автор

Байланыш дареги

Email: aymak.kg@mail.ru

Телефон: +996 (770) 81-00-32

Факс: +996 (3722) 2-32-36

Адрес: Жалал-Абад ш. Ленин к. 17