Аймак

ПРОЕКТ «Я И МОЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ПРОЕКТ «Я И МОЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 153 Бардыгы /

Тема:  «Пчелы – это  гораздо больше, чем мед»

Цель: Выяснить, где и как пчёлы живут, изучить продукты пчеловодства, их значение для здоровья человека.

Объект исследования: пчелы

Предмет исследования:

Мы перед собой поставили задачи:

  • Узнать, как устроена жизнь пчёл в улье.
  • Выяснить, какие продукты производят пчёлы и какую пользу они приносят для человека.
  • Собрать информацию о том, как давно люди занимаются пчеловодством.
  • Провести опрос среди пчеловодов и обобщить полученные результаты.
  •  Провести практическую работу: изготовить папку «МИР ПЧЕЛ»

В ходе работы мы ответили на вопросы:

1.Как устроено жилище пчел?

2. Все ли пчелы одинаковые?

3. Почему пчела приносит огромную пользу природе?

Для подтверждения гипотезы мы использовали методы:

  • Теоретические – изучили материал о жизни пчел;
  • Практические – выполнили работу по изготовлению папки «Мир пчел»;
  • Наблюдения – провели наблюдение за поведением пчел, просматривая видео в Интернете;

            Гипотеза: Невозможно переоценить пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур. «Если исчезнут пчелы, то все живое на планете погибнет через 3–4 года», – к такому выводу давно пришел физик Альберт Эйнштейн. Не хочется думать о плохом, но медоносных насекомых с каждым годом действительно все меньше и меньше. Главный виновник – это человек. Сельское хозяйство почти повсеместно перешло на химию – азотные удобрения, пестициды. Последние не убивают насекомых, но, по словам ученых, понижают их иммунитет. Кроме того, рост городов и сокращение количества дикорастущих растений-медоносов заставляет пчёл в поисках нектара летать очень далеко, что повышает риск их гибели.

Опасность представляет и тот факт, что чем больше смертность среди насекомых, тем быстрее пчеловодство станет невыгодным. Люди начнут отказываться от своего ремесла. В нашем веке все актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. Если сокращение популяции пчёл продолжится такими же темпами, к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли.

В своей работе мы провели исследования:

1 исследование

 Пчела на Земле появилась на 50-60 тыс. лет ранее человека. Насекомые живут повсюду, на всех континентах, кроме Антарктиды. Большинство насекомых безвредны, некоторые даже приносят пользу, причем громадную, и без них  нашей жизни просто не было бы. Не было бы ни бумаги, ни фруктов, ни овощей, ни меда.   Мед собирают многие виды насекомых, например, осы, шершни и шмели. Но самыми известными из них являются пчелы.Существует около 20 тысяч видов пчёл. Попробуем заглянуть в мир медоносной пчелы .Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой. Они имеют длинный хоботок, которым пользуются для высасывания пыльцы растений . Все пчёлы имеют две пары крыльев. Тело  покрыто многочисленными ворсинками. Все шесть ног пчелы – не только средство передвижения, но и важные рабочие органы. Ими она собирает пыльцу с цветков, клейкую смолистую массу – прополис с почек деревьев, строит соты, чистит свое тело..

Пчелиные гнёзда — ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. Пчёлы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и мёдом.

В настоящее время с пчеловодством тесно связаны такие науки, как химия и медицина. Пчела не только дарит человеку самый сладкий продукт природы – мед, помогает решать экологические проблемы, но и дает возможность его любознательному и пытливому уму проникнуть в увлекательные тайны ее жизни. Люди тысячелетиями наблюдают жизнь пчел и не устают восхищаться свойственным им трудолюбием, самоотверженностью при обороне своих семей, запасливостью, совершенным качеством создаваемых продуктов.

2исследование

Тайна жизни пчёл

Самый распространенный и общественный вид пчел – обыкновенная пчела или пчела медоносная. (она была одомашнена около 6 тыс. лет тому назад).Тело обычно чёрное, иногда пестро окрашенное. Длина около 7-15 мм. Все тело пчелы ясно разделяется на три подвижно соединенных между собой части: голову, грудь и брюшко.

Всего в природе около 30 тыс. видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ.

  1. Пчелиная семья.

Все медоносные пчёлы живут большими семьями, общинами, поэтому их называют общественными насекомыми. Изучая материал дальше, мы узнали, что в каждой семье есть родители и дети. Гармоничная семья состоит из:

– мамы (единственной полноценной самки),

– десятков тысяч рабочих пчел детей (медоносных пчёл),

– сотен трутней – пап.

Матка предназначена для откладывания яиц. Из оплодотворённых яиц развиваются рабочие пчёлы, а из неоплодотворённых – трутни. Матку легко отличить по внешнему виду от рабочих пчёл: она длиннее и больше их. В нормальной пчелиной семье матка одна.

Рабочие пчёлы – составляют основную часть пчелиной семьи. Все многочисленные работы в улье выполняют рабочие пчёлы. Они чистят, охраняют и вентилируют гнездо, строят соты, выкармливают расплод, собирают нектар и пыльцу, перерабатывают их в мёд и пергу и складывают в запас, поддерживают в гнезде необходимую температуру и влажность воздуха, приносят в улей воду, прополис (пчелиный клей), которым замазывают все щели в улье.

Трутни – пчелиные самцы, предназначены для оплодотворения самки, сбором меда они не занимаются. Трутня легко отличить от рабочей пчелы: он значительно большего размера.

В пчелиной семье каждый выполняет свою работу, необходимую для всей семьи. Работа не прекращается ни днем, ни ночью, не затихает ни на минуту.

2.3 Улей.

В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев. Постепенно люди стали разводить пчел на пасеках. На пасеках медоносные пчелы живут в ульях – домах для пчелиных семей, сделанных людьми. В пчелином улье проходит жизнь пчел, в нем они строят свое гнездо.

В гнезде пчелы поддерживают необходимую температуру и определенную влажность. Пчелиный улей должен надежно защищать гнездо пчел от всех неблагоприятных погодных условий, а также от врагов пчел – мышей, птиц, муравьев и других.

Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел. У пчел много врагов и нахлебников, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

2.4 Обоняние.

Пчелы – «чемпионы» по обонянию. Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек. Пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более, чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Они способны различать огромное количество запахов. Некоторые запахи действуют на них как сигнал опасности. Больше всего пчёл раздражает запах собственного яда. Поэтому, если только одна пчела ужалит человека, то другие пчёлы, чувствуя запах, немедленно устремляются на помощь своей подруге и тоже пускают в ход жало, нападая на врага. Точно также действует на них запах раздавленной пчелы. Ещё их очень раздражают резкие запахи чеснока, сельди, одеколона, бензина, пота, запёкшейся крови.

2.5 Хоботок и усики.

Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. При помощи хоботка работницы кормят трутней, хоботками они раскладывают корм в ячейки, хоботком пчелы-приемщицы принимают нектар от пчел-сборщиц. У них также имеются усики, их ещё называют антеннами. У всех особей пчелиного семейства их два. В усиках пчелы размещены органы осязания, обоняния и, возможно, слуха.

2.6 Крылья и глаза.

У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди.Пчелы различают шесть цветов: ультрафиолетовый, фиолетовый, пурпурный, желтый, синий и сине-зеленый.

У пчелы две пары крыльев — передняя и задняя. Передняя пара больше и сильнее задней. Тоненькие, прозрачные и хрупкие на вид крылья позволяют пчеле развивать большую скорость и переносить груз, собранный с цветов. А иногда случается, что вес груза вдвое превышает вес самой пчелы. Пчела при полете делает 190—440 взмахов в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное ей жужжание.

2.7 Сбор пыльцы.

Нектар, собираемый пчёлами, через ротовые органы и пищевод поступает в медовый зобик пчелы, в котором она доставляет нектар в улей, где передаёт его молодым пчёлам-приёмщицам.

3-е исследование

Продукты пчеловодства

Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом  которое полезно. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, имеют пищевую и лечебную ценность

4.1 Мед

Мёд – продукт жизнедеятельности растений, состоящий из переработанного пчелами нектара цветков с добавлением ферментов и цветочной пыльцы. В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза. Для того чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов. За сезон улей заготовляет от 150 до 300 кг меда.

Использование меда как эффективного лекарственного средства основывается на многих его свойствах, в том числе антибактериальном, бактерицидном, противовоспалительном и противоаллергическом действии. Мед используют как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство. Его применяют для лечения ран и ожогов.

4.2 Прополис

Прополис – это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье. У прополиса приятный аромат, горьковатый вкус. Прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Лечебные свойства прополиса: обезболивающее, противозудное, противомикробное, тонизирует организм, повышает иммунитет, укрепляет эмаль зубов, обезболивает и размягчает мозоли.

4.3 Воск пчелиный

Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Выделяют его только молодые пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов.

4.4 Пчелиный яд

Пчелиный яд – это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство. Пчелиный яд прозрачен, имеет резкий запах, напоминающий запах меда, горький и жгучий вкус. В последнее время в медицинской практике стали применять препараты пчелиного яда для подкожных инъекций. Лечебное действие: противовоспалительное, обезболивающее, противомикробное. повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет, снижает холестерин в крови.

4.5 Маточное молочко (королевское желе)

Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу,  похожую на крем. «Королевское желе» содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины. Лечебное действие: повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, повышает аппетит, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.

4.6 Пыльца

Пыльца используется в медицине для лечения малокровия у детей. Она повышает содержание эритроцитов и гемоглобина. А ещё пыльца – биологический стимулятор. Пыльцу собирают при помощи специальных пыльцеуловителей.

5. Анкетирование учащихся.

Мы решили узнать, знают ли ребята из нашей школы о пчёлах и продуктах пчеловодства. Для этого мы провели анкету: попросили их ответить на несколько вопросов (раздали анкеты, а потом их проанализировали).

1. Боитесь ли вы пчёл? Если да, то почему?

2. Какую пользу приносят пчёлы?

3. Какие продукты пчеловодства вы знаете и чаще всего используете?

4. Любите ли вы мёд?

5. В каких целях вы его используете?

Результаты опроса нас удивили. Ребята показали скудные знания об этом продукте. Они считают, что мед только можно употреблять в пищу, и пить чай с мёдом против простуды.

Выводы. Заключение.

Медоносные пчелы – одно из самых удивительных чудес природы. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов. Пчелиное гнездо – это своеобразный цех по приготовлению ценнейших продуктов.

Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания.

Результат

Много интересного и поучительного мы узнали, пока готовили этот проект. Нам кажется, что мы даже подружились с этими мохнатыми насекомыми. Пчёлы очень полезные насекомые. Кроме ароматного и душистого мёда мы используем пчелиный прополис, воск, даже яд пчелиный и тот приносит пользу людям. Когда мы будем видеть пчёл, мы будем наблюдать за ними и не будем их бояться!

Наши гипотезы подтвердились. Работая над проектом, мы создали презентацию, по которой расскажем о жизни этих удивительных насекомых ребятам в школе.

Литература:

1. Детская энциклопедия «Всё обо всём».

2. Н.Н. Зарецкий «Уход за пчёлами».

3. Информационные материалы интернет-ресурса.

4. В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода»

Учащиеся 2 класса

СОШ №3 имени Н. Орозалиева

с. Ала-Бука, Ала-Букинского района Жалал-Абадской области

Руководитель: КаримжанкызыХилола

Автор

Байланыш дареги

Email: aymak.kg@mail.ru

Телефон: +996 (770) 81-00-32

Факс: +996 (3722) 2-32-36

Адрес: Жалал-Абад ш. Ленин к. 17