Аймак

ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

 1,608 Бардыгы /

Кыргызская Республика Жалал–Абадская область Ала-Букинский район средняя общеобразовательная школа №2  имени А.Тураббаева

Открытый урок  на тему:

« Эмбриональное развитие

организмов ».

Учительбиологии:  Акмолдоева  Айнура  Самидиновна.

Ала-Бука -2020.

План конспект                предмет Биология        10- класс            дата_____________

Тема урока:                 Эмбриональное развитие организмов.

Цели урока:Ожидаемый результат:
Образовательная;   а) сформирование знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов. б) изучить стадии дробления и гаструляции, углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов. в) раскрыть зависимость онтогенеза  от условий окружающей среды.Ученики узнали о науке онтогенезе, сформировали знание о  зародышевых листках  эмбрионального развития организмов, изучили стадии дробления и гаструляции, влияние окружающей среды на внутриутробное развитие организмов. 
Познавательная: а) развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства. б) формировать умение работать с таблицами, узнавать органы и систем органов  на рисунках. в) научить учащихся формулировать выводы, развивать мышление и речь.Ученики ознакомлены о  развитиях  гамет, механизмами  оплодотворения, развитие многоклеточного организма, от образования зиготы до смерти, умеют  пользоваться таблицами зародышевых листков.
Воспитательная: а) формировать мировоззренческие представлении о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов.   Ученики сформировали знание вредных веществ, которые влияют на внутриутробное развитие организмов.
Здоровье сберегающие: а) смена видов деятельности во время урока. б)  соблюдение правильности осанки во время урока.Ученики знают и умеют сидеть во время урока прямо и соблюдать золотые правила урока.
Основная компетентностьПредметная компетентность
1.Информационная                                     ОК11.  Постановка и познание научных задач        ПК1
2. Социально-коммуникативная              ОК22. Научное объяснение явлений                         ПК2
3. Организация своей работы и проблемы  ОК33. Использование научных доказательств        ПК3

Тип урока:  комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.                                                                                                                                                                                    Метод урока:    словесный, наглядный, частично- проблемный.                                  Ресурсы урока:   таблицы, карточки, плакат, интерактивная доска.                                                 Предметная   связь:химия, математика,                                                                                                       Приемы обучения:беседа, рассказ, наглядные объекты, демонстрация организация работы в группах, взаимоконтроль.                                                                                                                                        Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.                                                                       Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой), решение проблемных ситуаций, индивидуальная работа.                                                                                                                               Ход урока:   1.Организация урока:доска, мел, посещаемость учащихся, готовность учащихся к уроку, учащиеся разделятся на три команды: энтодерма, эктодерма и мезодерма. Для вывода уроки вы будете заполнять   плакат   наклеивая туда цветные листки.

2.  Актуализация знаний:(фронтальный опрос)       

  1. Что такое размножение?
  2. Каково биологическое значение процесса размножения?
  3. Какие типы размножения вы знаете?
  4. Что такое бесполое размножение?
  5. Что такое половое размножение?
  6. Чем половое размножение отличается от бесполого?
  7. Где происходит образование половых клеток?
  8. Как называются половые железы? Самца и самки?
  9.  Назовите половые клетки мужского и женского организма?
  10. Какой хромосомный набор несут половые клетки?
  11.  В результате какого процесса образуются половые клетки?

Контрольный диктант:    запишите термины в столбик,  самопроверка правильности написания терминов.

  1. Сперматозоид                                                                             
  2. Яйцеклетка
  3. Яйцо
  4. Оплодотворение
  5. Гормоны семенников
  6. Гормоны яичников
  7. Хромосомы
  8. Семенники
  9. Яичники

Из данного перечня терминов выбрать ответ и записать в строчку цифру, под которой находится ответ. Вопросы:

  1. Женская половая железа?
  2. Мужская половая  железа?
  3. Женская половая клетка?
  4. Мужская половая клетка?
  5. Органоиды в ядре клетки?
  6. Процесс слияния мужских и женских  половых клеток?
  7. Вызывает развитие вторичных  женских  половых клеток?
  8. Вызывает развитие вторичных мужских половых клеток?
  9. Оплодотворенная женская половая клетка?
  10. Материальные носители наследственных признаков, задатков?    Взаимопроверка.  Оценивание. Критерии оценки:  «5»-  0 ошибок,«4»-  1-2 ошибок,«3»-  3-4 ошибок,«2»- 5-6 и более ошибок.

3.    Изучение нового материала:

  • Повторение основных понятий.  (Фронтальный опрос).                           1)Что такое оплодотворение?                                                                        2)Какие типы оплодотворения существует в природе?              3)Приведите примеры животных с разными типами оплодотворения?                                                                                                        4)Какие существенны различия имеются в строении женских и мужских половых клеток?                                                                 5)            В чем,  на ваш взгляд,  преимущественно внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным?

Сообщение учащимся темы урока и цели урока. Работа с книгой.  Найти определение с терминами: эмбриология, онтогенез. Запись в тетрадь:                                                       Эмбриология – наука об индивидуальном развитии  организмов (онтогенез). Объяснение учителя:     Название эмбриология происходит от латинских слов (embrio– из оболочек). К  предмету эмбриологии относится:   развитие гамет, механизмы оплодотворения, развития многоклеточного организма, от образования зиготы до смерти.            Онтогенез-процесс индивидуального развития  особи от момента образование зиготы до конца жизни организма.                                       Объяснение учителя:     термин онтогенез впервые был введен  в1866- году немецким ученым Э. Геккелем. Работа с информационными картами:                                              Краткие исторические сведения ученых об этапах развитии эмбриологии.  Учащиеся работают с информационными листами, отмечают основные этапы развития эмбриологии.

                                               Информационная карта. (Плакат карта).  Видео слайд ученых.                         Процесс появления и развития живых организмов интересовала всех людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий  Аристотель наблюдая за развитием цыпленка предложил, что эмбрион образуется в результате смещения жидкостей, принадлежащих обеим родителям. Такое мнение придерживалось 200 лет.               В 17 веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла 1  Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Он исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион извлеченный из самки оленя через несколько недель  после спаривания был очень мал и совсем  непохожа  на взрослое животное.У оленей погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами.  Так накапливались знание по эмбриологии.Существенный вклад в эмбриологию внесли следующие ученые:

  1. Антонии ванн Левенгук (1632-1723) обнаружил 1677- году сперматозоиды, им впервые был изучен партеногенез у тлей. Партеногенез – форма  полового размножения, при котором  развитие  организма происходит  из женской половой клетки (яйцеклетки) без оплодотворения.
  2. Ян Сваммердан (1637-1680) впервые провел учение метаморфоза насекомых.
  3. Марчелло Мальпиги  (1628-1694) ему принадлежат первые исследования по микроскопические анатомии развития органов зародыша курицы.
  4. Каспар Вольф (1734-1794) считается основателем современной эмбриологии, точнее и подробнее всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.
  5. Карл Бэр (1792-1876) русский ученый  уроженец Эстляндской губернии, подлинный создатель эмбриологии как науки, он первым доказал, что при развитии всех позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных слоев и пластов. Бэр увидел, записал, затем продемонстрировал на съезде естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он открыл способ развития осевого скелета у позвоночных. Бэр первым установил, что развитие всякого животного представляет собой процесс развертывания  чего-нибудь предшествующего, или как теперь бы сказали, постепенной дифференцировки  все более сложных образований  из более простых зачатков.  Наконец, Бэр первым оценил важность знаний  эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации животного царства.
  6. А.О. Ковалевский (1840-1901) известен своей знаменитой работой «История развития ланцетника».  Особый интерес представляет его работы по развитию асцидий, гребневиков и голотурий по  постэмбриональному развитию насекомых и других. Изучая развития ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных,   Ковалевский еще раз подтвердил правильности идеи об единства развития во всем животном царстве.
  7. И. И. Мечников (1845-1916) особую известность приобрел исследований губок и медуз, то есть низших многоклеточных.  Видной идеей Мечникова является его теория происхождения многоклеточных организмов.
  8. А.Н. Северцов (1866-1936) является крупнейшим из  современных  эмбриологов и сравнительных анатомов, создателем теории филэмбриогенеза.

Вопросы:

  • Каков научный вклад И.И. Мечникова и А.О. Ковалевского в создании эволюционной эмбриологии?
  • В чем заслуга трудов К.Бэра?

Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся с текстом, терминами, рисунками, видеофрагментами с последующим обсуждением.

Образование зиготы, ее первые деления – начало индивидуального развития организма при половом размножении.  Эмбриональное  развитие организма – период жизни организма, который начинается с образования зиготы  и заканчивается рождением ил выходом зародыша из яйца.  Стадии эмбрионального развития: (на примере ланцетника).

  1. Дробление – многократное деление зиготы путем митоза. Образование множество  мелких клеток  (при этом они не растут). 2,4,8,16,32,64 и т.д. Дробление заканчивается образованием бластулы.Бластула –однослойный зародыш с полостью внутри.
  2. Гаструляция – двухслойный зародыш с наружным слоем клеток (эктодермой) и

Внутренним слоем клеток  полостью (энтодермой). На стадии гаструлы заканчивается развитие у губок и кишечнополостных.

  • Нейрула – происходит образование трехслойного зародыша  появление третьего среднего слоя клеток – мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков. Одновременно на этой стадии формируется осевые органы.  Например  у хордовых: нервная трубка, хорда и пищеварительная трубка.
  • Органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток, стадия формирования  органов у зародыша. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Используя текст учебника заполните  таблицу:Зародышевые листки и их производные.
                    Зародышевые листкиПроизводные
Эктодерма    Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов.
Энтодерма    Эпителий средней кишки, пищеварительные железы- печень, поджелудочная железа, эпителий жабр и легких.
Мезодерма    Мышечная и соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы.
  • Организация работы в группах:                                         Влияния внешних условий на ранее развитие организмов.
  • Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона? Почему выскажите свое мнение?
  • В ходе беременности женщина получила радиационное   облучение? Какие на ваш взгляд могут возникнуть последствия данного воздействия?
  • Большое влияние назародыша оказывают условия внешней среды, в которой формируется будущий организм.  Охарактеризуйте факторы, способные оказать негативное воздействие на эмбриональное развитие ребенка в крупном промышленном заводе.
  • Начальная стадия развития, почти всех животных имеют много общего. Какой вывод о происхождении всех организмов на Земле можно делать из этого факта.
  • Онтогенез каждого организма включает обязательные   этапы, назовите их. В какой среде осуществляется эмбриональная стадия у ящерицы, карася, воробья, лягушки, кенгуру, ежа, крокодила? Какие особенности обеспечивает зародышам этих животных защиту от негативных воздействий среды?
  • До беременности и в течении беременности женщина систематически курила? Выскажите свое мнение о влиянии никотина на развития зародыша?
  • Беременная женщина работает в химической лаборатории. Выскажите свое мнение о влиянии химических веществ на внутриутробное развитие зародыша?
  • Выполните задание. Подберите к названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается?

Название органов.                    Название зародышевого листка:                                                  органы зрения                             эктодерма                                                                            яичники                                       энтодерма                                                                            кишечник                                    мезодерма                                                                           скелет                                                                                                                             легкие                                                                                                                позвоночник                                                                                                                 спинной мозг

  • Закрепление знаний  учащихся:
  • Что такое онтогенез?
  • Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?
  • Дайте ответ:
  • Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
  • Оплодотворенная яйцеклетка (зигота).
  • Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление).
  • Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула).
  • Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла).
  • Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма).
  • Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма).
  • Третий зародышевый листок (мезодерма).

Вывод урока:  какая команда больше наклеили свои листки,  та команда получит подарки.

  • Домашнее задание: 

 подготовить сообщение: «Влияние вредных веществ на внутриутробное развитие зародышей». Оценить знаний учащихся:по команде.



Автор

Байланыш дареги

Email: aymak.kg@mail.ru

Телефон: +996 (770) 81-00-32

Факс: +996 (3722) 2-32-36

Адрес: Жалал-Абад ш. Ленин к. 17