Аймак

Тема урока: ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Тема урока: ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

 147 Бардыгы /

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные; 
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная – содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» 

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Ход урока

1. Орг.момент.(Слайд1)

– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы всё приготовили к уроку. Тихонечко сели. Посмотрите друг на  друга.

Улыбнитесь, пожалуйста, так,

Как никогда ещё не улыбались.

Чтобы как солнышко за окном,

Радость в сердцах расплескалась.  (Слайд 2)

2. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним материал последних уроков русского языка.  Напомните, о какой части речи мы с вами в последнее время говорили?

А что мы уже знаем о существительном? Нам сейчас помогут ребята нашего класса.

(выходят ребята и читают стихи)

1.Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. 2.Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты – 
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

3.Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

4.Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

5.Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты – 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

УЧИТЕЛЬ:До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

УЧИТЕЛЬ:А что мы называем именем существительным?

Имя существительное– это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает

на вопросы что? или кто?

Пальчиковая гимнастика

(Слайд 7)

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

УЧИТЕЛЬ:Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

УЧИТЕЛЬ:Записываем число, классная работа.

12 декабря.

Классная работа.(Слайд 8)

а) Минутка чистописания.

УЧИТЕЛЬ: – А сейчас словарная работа.

б)Словарная работа.
Загадки (отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях) 

Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)  Красна – девица сидит в темнице, 
А коса на улице. (Морковь) 
Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 

Как же быть без хруста, 
Если я …(капуста) 

Дом зелёный тесноват: 
Узкий длинный, гладкий. 
В доме рядышком сидят 
Круглые ребятки. 
Осенью пришла беда – 
Треснул домик гладкий, 
Поскакали кто –  куда 
Круглые ребятки.  (Горох) 

Вперевалку зверь идет –  
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.(Медведь)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы.(Заяц)

УЧИТЕЛЬ: Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.) Почему существительные?

Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы. Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе?  Почему вы так распределили слова? Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды 13-14)

4. «Открытие нового знания».

УЧИТЕЛЬ: Почему к первой группе слов вы поставили вопрос  что? А ко второй – вопрос кто?

УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод.

(вывод на слайде 10)

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

УЧИТЕЛЬ: О каких существительных пойдёт речь на уроке? Назовите тему урока.

( Одушевлённые и неодушевлённые существительные имена существительные)- (Слайд 11)

-Чему бы вы хотели научиться, работая  по данной теме? (научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)

Работа по учебнику. (Слайд 20)

УЧИТЕЛЬ:Найдите в учебнике упражнение 93 на стр.41 и прочитайте его. (затем один читает всем).

– Кто может летать?

– Что может летать?

– Кто стучится в окно?

– Что стучится в окно?

– Чтение рубрики «Это важно» (стр42)

5.Физкультминутка.(Слайд 21)

Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных и отвечающие на вопрос КТО? Полным ответом.(Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлёнными)

Как называются имена существительные, которые не обозначают людей и животных и отвечающие на вопрос ЧТО? Полным ответом.(Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными)

7. Закрепление изученного материала.

Упражнение 94

Напиши одушевленные  имена существительные, которые можно увидеть.

В воде ……                                            в горах……

В траве……                                             дома……

В небе……                                             на парте ……

в)Самостоятельная работа.Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают листочки  разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны листочки разного цвета. Задания для детей, у которых красные листочки.Послушайте внимательно.

( 1 низкий уровень) Вам нужно записать название только  одушевлённых имен существительных(Предметы  изображены на слайде 17). Кто может летать? 

Те ребята, у кого желтые листочки. (2 средний уровень).Вам нужно

придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.

УЧИТЕЛЬ:И учащиеся, у которых на партах зеленые листочки

(3 высокий уровень). Должны  составить и записать 1 предложение, используя одушевленные или неодушевленные имена существительные на тему: «Весна».

8.Рефлексия(Слайд 22)

Продолжи фразу

  • Сегодня на уроке я познакомился с…
  • Одушевлённые имена существительные обозначают…
  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

9. Итог урока

 -Что нового вы сегодня узнали на уроке об имени существительном?

Оценивание. «Светофорчик»

Зеленый –все понятно, все удалось.

Желтый – есть небольшие затруднения.

Красный – ничего не понял, нужна помощь  

– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.

10.Д/задание:   Упр.85 стр.50 выучить правило на стр.48-50. (Объяснение)

– А закончить урок я хочу словами:

Изучение русского языка

Нелегко нам даётся пока.

Но идёт по земле новый век,

Должен грамотным быть ЧЕЛОВЕК!Отдыхаем. Урок окончен.

Подготовила и провела:учитель начальных классов Каримжан кызы Хилола

Автор

Байланыш дареги

Email: aymak.kg@mail.ru

Телефон: +996 (770) 81-00-32

Факс: +996 (3722) 2-32-36

Адрес: Жалал-Абад ш. Ленин к. 17